Наши партнёры

 

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ

 

 

 

ПРИГЛАШАЕМ

Поиск на сайте

Случайное фото

Версия для слабовидящих

Рузский дворик Александра Артёменкова

Напоминаем, что на сайте нашего музея можно посетить виртуальную фотовыставку Александра Артёменкова "Весна в Рузском крае"

Интервью с фотографом вышло в газете "Красное знамя"№39 от 8 октября 2020 г.

 

Рузский дворик Александра Артёменкова 

В Рузском краеведческом музее открыта виртуальная выставка фотографий Александра Артёменкова «Весна в Рузском крае».

Пожалуй, нет ни одного места в нашем округе, которое не попало бы в его объектив: каждый раз Александр находит новые ракурсы и показывает привычные жителям пейзажи в необычных интерпретациях.

Люди занимают в его творчестве особое место.  Фотографу интересен «маленький человек»: неприметный, неуспешный, совершенно обычный.

Одних зрителей его работы вдохновляют своей самобытностью, других раздражают неприкрашенной реальностью.  Но никого не оставляют равнодушным! Вот что рассказал нашему корреспонденту сам Александр Сергеевич.

У истоков

Я родился и вырос в поселке Тучково. Еще в школьные годы увлекся фотографией, посещал фотокружок. Мы сами печатали снимки, затем разбирали их достоинства и недостатки с преподавателем. В кружке много внимания уделяли технологии проявки и печати, но, к сожалению, занятий по композиции и построению кадра проводилось немного. Этому я учился уже позже у других мастеров.

В Поречье живет интересный человек, талантливый фотограф Сергей Смирнов, который в своё время работа в редакции газеты «Красное знамя». В самом начале своего пути я показывал ему свои снимки. Из ста фотографий он выбрал только одну, назвал её нестандартной и сказал, что все остальные слишком банальны. Он рассказал мне об основах композиции, подарил книги по фотографии и посоветовал прийти к нему через год. Так я и сделал. Уроки Сергея Смирнова не прошли даром, и я безмерно ему благодарен за это.

Однажды я случайно встретил на улице человека, у которого на шее висел большой фотоаппарат. Мы снимали один и тот же сюжет и разговорились. Он оказался москвичом, живущим на даче неподалёку. Это был известный фоторепортёр Владимир Павленко. Ему я тоже показал свои работы. Володя посоветовал расширить тематику, рассказал мне тогда многое о жанровой фотографии.

Вышел в народ

Владимир Павленко снимал социальные репортажи. Научил меня многим секретам уличной фотографии. Именно ею я и увлёкся. Когда появился интернет, стал изучать творчество и других фотографов, которые работали в этом жанре. Это Анри Картье-Брессон, Артём Житенёв, Сергей Максимишин, Александр Слюсарев, Алексей Мякишев, Александр Петросян и другие. Ведь в фотографии, в отличие от прочих видов искусства, не считается зазорным подражать кому-либо. Но постепенно, с годами, у меня стал вырабатываться и свой собственный стиль.

Много лет назад я снимал только пейзаж, принимая человека в кадре за ненужный раздражающий элемент. Но с течением времени пришло понимание, что люди в некоторых случаях являются выразительной и неотъемлемой частью композиции.

Фотографировать уличное пространство порой бывает страшно: супермаркеты, рынки, парки находятся под бдительным оком видеокамер и сотрудников ЧОП. Я не говорю сейчас о городских достопримечательностях и туристических тропах, где бывалому фотографу скучно снимать открыточные виды. Есть, конечно, те, кто ищет интересные жанровые сюжеты и там.  Но обычная улица – это субстанция напряженная, даже если внешне она отполирована и приукрашена. Поэтому фотографу, снимающему в городе и в селе, порой непросто сделать достойный кадр.

Со стороны кажется, что в многоликой толпе на одинокого человека с камерой, который старается быть незаметным для окружающих, никто не обращает внимания. Но это иллюзия.

Человека на улице сегодня тяжело фотографировать. Многим это не нравится. Кроме того, существует множество людей, страдающих шпиономанией. С развитием интернета и информационных технологий горожане стали подозрительнее, фотокамера их раздражает, причём как в мегаполисе, так и в провинциальном городке. Порой человеку кажется, что его оскорбили, сфотографировав на улице.

Реакция может быть совершенно полярной: от полного безразличия, радости до агрессии. В погоне за позитивными жанровыми фотографиями реальности доброжелательного «щелкунчика» могут заподозрить в чём угодно даже при съёмке неторопливой и размеренной жизни где-нибудь в городском парке.

Без прикрас

Моя работа помогла мне познакомиться с интересными людьми. В городе, например, я встретил художника, рисующего тот же храм, который я фотографировал. Вообще мне нравятся глубокие беседы, хотя иногда устаю от общения, хочется поехать в уединённое место и снимать пейзаж. Поэтому всегда работаю по настроению: иногда фотографирую людей, иногда природу.

Я всегда стараюсь запечатлеть реальность, не приукрашивая её. Жизнь состоит не только из счастливых моментов, но и из грустных. Уличные фотографы если и облекут свои снимки в красивую форму, то они станут неизбежно лицемерными и успокаивающими. Горькая правда расстраивает людей, но всё же в ней есть своя особая красота. Правда, спрятана она глубоко, её сложно увидеть. В каждом уличном фотографе живёт вера в мужество зрителей, вернее их читателей, ибо фотографии эти должны не рассматриваться, а прочитываться.

Однажды снимал людей без определённого места жительства. Им всё равно, как они будут выглядеть на фото и что о них думают окружающие. Они относились ко мне с пониманием и очень удивлялись, что я интересуюсь ими. Я помогал таким людям чем мог. Своими снимками хочу показать, что рядом с нами есть те, кто нуждается в помощи, чтобы люди, глядя на фото, делали все возможное, чтобы не дойти до такой жизни.

О природе

На заре своего творчества я решил снимать храмы. Это случилось в 90-е годы, когда все они были в полуразрушенном состоянии, некоторые частично отреставрированы. Помимо церквей фотографировал и пейзажи.

Иногда ездил в места, где есть красивая природа.

Мое любимое время года для съемки – весна. Это конец апреля, май, когда можно поймать первые тёплые деньки, просыпается природа, а деревья еще не распустились до конца и не загораживают дома и церквушки.

Съемки интересных сюжетов обычно требуют много вложений на поездки в уникальные места. Я редко путешествую, но если приезжаю в новый город, то много снимаю, потому что никогда не знаю, удастся ли вернутся туда еще раз. Когда был в Болгарии, то много снимал Несебр – курортный городок на берегу моря. Есть в моей коллекции и пейзажи Суздаля, Нижнего Новгорода, Соловков. Но в основном снимки сделаны в родной Московской области.

Чтобы пейзаж был интересен, в нем обязательно должно присутствовать что-то одухотворённое, например, человек или животное. В живописи это называется стаффаж. Иногда, чтобы поймать такой сюжет, приходится долго ждать, пока в кадре появится птичка, кошка или собака, проедет сельский житель на телеге. Есть даже специальный приём: если в пейзаже нет человека, то можно поставить камеру штатив, настроить таймер и снимать себя со спины или сбоку. Даётся 10 секунд чтобы войти в кадр. Я так не делал, но знаю, что этот прием многие используют.

Так как я местный житель, в моем архиве очень много снимков, сделанных в нашем Рузском округе. Некоторые места фотографирую постоянно. Например, площадь Партизан в Рузе, Городок, храмы. Я снимаю их в разные времена года и при разной погоде. Объект можно запечатлеть во время дождя, после дождя, при тумане или снегопаде, и каждый раз он заиграет по-новому.

К тому же, в одно и то же место приходят самые разные люди, поэтому и местность меняется. Важно, с какой стороны ты смотришь: с севера, с юга, с запада или с востока. Также пейзаж смотрится по-разному с разных точек. Некоторые фотографы покупают коптеры, чтобы сделать вид сверху. Мне же нравится нижний ракурс, так называемый «взгляд кошки», а также отражение и необычное освещение.

Откровенно говоря, идеальный для меня сюжет фотографии воплощён в картине Василия Поленова «Московский дворик». Там изображён залитый солнцем двор, церковь, люди, дети. Сюжеты, объединяющие природу, архитектуру, людей и животных особенно привлекают.

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14