Наши партнёры

 

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ

 

 

 

ПРИГЛАШАЕМ

Поиск на сайте

Случайное фото

Версия для слабовидящих

Что умел делать мальчик 150 лет назад?

Детство крестьянского ребенка кардинально отличалось от детства современных детей. Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий сурового мира взрослых.

 

Взаимоотношения в семье между родителями и детьми были строгими, родительский авторитет был непререкаемыми. С детьми не было принято «миндальничать» и баловать. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. «Отец сына не на худо учит» - гласила старая пословица.

 

В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

 

Залогом выживания и воспитания было приучение детей к посильному труду и ответственности с самого малолетства. Обучение крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья».

 

Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка «с измалолетства» не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усерствующей способности» к крестьянскому труду.

 

Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства.

 

Детство крестьянских детей имело четкие возрастные границы и измерялось семилетиями. Так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

 

Первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «малОй»,  другими ласковыми прозвищами.

Вторая семилетка - пора отрочества: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

 

Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

 

 

К мальчикам требования были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

 

В первую семилетку жизни мальчик постигал азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, и другим основам крестьянских дел. Например, совершенно необходимым считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими и непромокаемыми.

 

 

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении нехитрой крестьянской мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

 

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись постоянные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, обязанность девочек заключалась в  присмотре за младшими братьями и сёстрами, прополке огорода.

 

 

Мальчик же должен был научиться пахать и молотить – к физически тяжёлой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

 

 

Основными мужскими крестьянскими работами считались работа на земле, уход за скотиной, промысловые занятия.

 

Работа на земле. Землепашество в русских деревнях было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому вместе с взрослыми мужиками  мальчики-подростки  работали в поле. Удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

 

Уход за скотиной - ещё одна важная составляющая крестьянского быта. Если женщины доили и выгоняли скотину на пастбище, то  кормить, убирать навоз, чистить животных под строгим руководством старших приучали отроков.

Главной  кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Их с самых ранних лет учили запрягать лошадей, ездить верхом, управлять сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

 

                                                                   В ночном

 

Промысловые занятия. Глядя на отца и старших братьев, мальчик перенимал навыки рыболовства и охоты сначала в форме игры, а затем совершенствовался  в этом умении.

 

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой.

 

 

К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

 

 

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

 

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

 

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны.

Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

 

Может, именно поэтому 150 лет назад мальчики-подростки вступали во взрослую жизнь уже мужчинами – подготовленными, ответственными и надежными?

 

143100, Московская область, г. Руза, пл Партизан,14